11.09.2017 г с учащимися 12 класса Д было проведено мероприятие, посвященное 147 годовщине со дня рождения великого русского писателя Александра Ивановича Куприна. В своих произведениях А.И.Куприн размышляет о любви, ненависти, воли к жизни, отчаянии, силе и слабости людей, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох. Именно эти вопросы интересуют учащихся в сложных жизненных ситуациях. Найти ответы на вопросы о верном пути, о правильных целях помогает литература, которая обеспечивает эффективность социальной и психологической работы с учащимися девиантного поведения.
Центральными направлениями развития воспитательной работы с осужденными всех заведений ГУФСИН РФ является обеспечение успешной ресоциализации осужденных. Ресоциализация – это повторная социализация, происходящая на протяжении всей жизни человека . При успешном взаимодействии с учащимися ресоциализация может быть достаточно глубокой, приводящей к изменениям модели поведения человека. Предметы гуманитарного цикла позволяют наладить это взаимодействие, особенно -уроки литературы.
Потребность в повторной социализации возникает у учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и особенно в местах лишения свободы. Необходимо отметить, что одним из условий исправления и успешной адаптации является освоение ими основных социальных функций, получение новых знаний, знакомство с произведениями искусства. Поэтому используются разные формы работы, способные совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, вовлекать их в познавательную деятельность.
Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии педагога на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в учебном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В.Сухомлинский говорил: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания и обучения осужденных - разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного.
Открытые уроки и мероприятия по литературе полностью отвечают указанным требованиям .Это не только формы не только учебного процесса, но и прежде всего воспитательного взаимодействия с осужденными. Подобные занятия позволяют формировать уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня; позволяют более основательно подготовиться к написанию сочинения по литературе, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме занятия. . Важная задача педагога, проводящего мероприятие - интегрировать все факторы (позитивные социальные установки, работа воспитательного отдела исправительного учреждения, знакомство с произведениями искусства), что делает учебный процесс наиболее информативным и интересным.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 97» Михайлова Е.С. |