Повышение эффективности учебного процесса, социальной и психологической работы можно достичь с помощью использования различных форм воспитательной и учебной работы, усиления психолого-педагогической работы с личностью. Центральными направлениями развития воспитательной работы с осужденными всех заведений ГУФСИН РФ является обеспечение успешной ресоциализации осужденных. Ресоциализация – это повторная социализация, происходящая на протяжении всей жизни человека. Она осуществляется посредством изменений установки личности, целей, правил ценностей и норм. При успешном взаимодействии с учащимися ресоциализация может быть достаточно глубокой, приводящей к изменениям модели поведения человека.
Потребность в повторной социализации возникает у учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и особенно в местах лишения свободы. Необходимо отметить, что одним из условий исправления и успешной адаптации является освоение ими основных социальных функций, получение новых знаний, знакомство с произведениями искусства. Поэтому используются разные формы работы, способные совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, вовлекать их в познавательную деятельность.
Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии педагога на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в учебном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В.Сухомлинский говорил: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания и обучения осужденных - разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного.
Открытые уроки и мероприятия по литературе полностью отвечают указанным требованиям .Это не только формы не только учебного процесса, но и прежде всего воспитательного взаимодействия с осужденными. Подобные занятия позволяют формировать уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня; позволяют более основательно подготовиться к написанию сочинения по литературе, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме занятия. . Важная задача педагога, проводящего мероприятие - интегрировать все факторы (позитивные социальные установки, работа воспитательного отдела исправительного учреждения, знакомство с произведениями искусства), что делает учебный процесс наиболее информативным и интересным.
18.10.2016 года с учащимися 12 класса было проведено мероприятие, приуроченное к 202 годовщине со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова (1814-1841 г.) В ходе занятия ученикам были предоставлены страницы биографии поэта, основные вехи его творчества, иллюстрации произведний М.Врубеля, отрывки документального фильма «Лермонтов»,2014 год.
Использованная литература:
1. Архипов В.М., М.Ю.Лермонотов.Поэзия познания и действия,М.,2007.
2. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: Учебное пособие. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2005.
3. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право. Конспект лекций. М.: Юридическая литература,2015.
Подготовила: учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 97» Михайлова Е.С.
|