Реализация научно-практического проекта по ресоциализации учащихся на уроках словесности.
20.12.2016 с учащимися 11 класса МБОУ «СОШ № 97» урок литературы, посвященный творческому пути Ф.М.Достоевского, был проведен в форме виртуальной экскурсии.
В биографии человека существуют определенные жизненные циклы. В каждом новом цикле происходит смена социальных ролей. При переходе на новую ступень человеку приходиться постоянно переобучаться. Это переобучение позволяет приобрести новые роли,освоить иные правила поведения и ценности взамен старых.
Данный процесс носит название ресоциализация, которая зачастую приводит к радикальным изменением образа жизни учащегося.
Она осуществляется посредством изменений установки личности, целей, правил ценностей и норм. При успешном взаимодействии с учащимися ресоциализация может быть достаточно глубокой, приводящей к изменениям модели поведения человека.
Потребность в повторной социализации возникает у учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, и особенно в местах лишения свободы. Необходимо отметить, что одним из условий исправления и успешной адаптации является освоение ими основных социальных функций, получение новых знаний, знакомство с произведениями искусства. Поэтому используются разные формы работы, способные совершенствовать духовно-нравственное и патриотическое воспитание осужденных, вовлекать их в познавательную деятельность.
Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии педагога на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в учебном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В.Сухомлинский говорил: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания и обучения осужденных - разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного.
Открытые уроки и мероприятия по литературе полностью отвечают указанным требованиям. Подобные занятия позволяют формировать уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня; позволяют более основательно подготовиться к написанию сочинения по литературе, обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме занятия. . Важная задача педагога, проводящего мероприятие - интегрировать все факторы (позитивные социальные установки, работа воспитательного отдела исправительного учреждения, знакомство с произведениями искусства), что делает учебный процесс наиболее информативным и интересным.
В арсенале методов учителя есть очень интересный ,обеспечивающий все условия для эффективной реализации и освоения учащимися учебной программы .Это виртуальная экскурсия. Она в полной мере соединяет все необходимые факторы: позитивные социальные установки, формирует интерес к творчеству ФМ.Достоеского, знакомит с историей родного края и способствует эффективному формированию у учащихся личностных, познавательны и коммуникативных учебных действий.
Все понимают, что посещение музеев и других культурных памятников позволяет освоить национальные ценности и общекультурное наследие России. По вполне объективным обстоятельствам учащиеся 11 класса ЛИУ 16 не могут посетить музей
Ф.М.Достоевского, расположенный в нашем городе. И виртуальная экскурсия становиться единственной возможностью для этого. Более того, проведение учебных экскурсий усиливает практическую направленность обучения, реализуя тем самым принципы наглядности и связи обучения с жизнью.
Оказавшись на литературной виртуальной экскурсии, обучающийся становится настоящим исследователем, занимающим активную поисковую позицию. И в процессе поиска ответов на вопросы возникает потребность в осуждении материала. Расширить кругозор, увлечь учащихся, активизировать их познавательные способности -это ли не задача учителя словесности.
|